Изобретение братьев Люмьер довольно быстро добралось до России – первый киносеанс в столице империи состоялся 4 мая 1896 года. Первоначально такие сеансы организовывали лишь для представителей высших слоев общества. Со временем кинопередвижки отправились в провинцию. Первым короткометражным российским фильмом стала снятая 14 мая 1896 года церемония коронации императора Николая II.
Первый российский кинотеатр открылся в Москве в конце 1897 года. В 1907 году была создана первая российская киностудия. Ее основал журналист и фотокорреспондент Александр Дранков, который годом позже поставил первый российский художественный фильм «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Другим крупным кинопромышленником стал Александр Ханжонков. С 1909 по 1914 годы его студия выпустила более семи десятков картин. Многие были сняты по произведениям классиков литературы, но не передавали сюжета первоисточника, а лишь воспроизводили наиболее выигрышные сцены. В этот период в кинопроизводстве рождается новая профессия – кинорежиссер. Накануне революции самыми известными российскими кинорежиссерами стали Петр Чардынин, Василий Гончаров, Евгений Бауэр. Среди них выделяется Яков Протазанов, постановщик лучших фильмов дореволюционного кино – «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918). К 1913 году в Российской империи насчитывалось уже более 1400 кинотеатров. Большим успехом у зрителей в то время пользовались т. н. салонно-психологические драмы – душещипательные ленты про ревность, неразделенную любовь, погоню за богатством и т. п.
После революции в кинотеатрах преобладало пропагандистское кино, т. н. «агитки», критикующие царизм и прославляющие новый порядок. Их названия красноречивы: «В Красную армию», «Засевайте поля», «Все в наших руках», «Паразит».
В середине 20-х годов, когда европейское немое кино переживало серьезный кризис, начался расцвет российской кинематографии. В Советской России поняли, что у кино больший потенциал воздействия на массы, чем у любого другого вида искусства. До 1925 года никто в мире не считал СССР кинематографической державой: не хватало денег на съемки, кинопленки, съемочных павильонов, аппаратуры и т.д. Поэтому внезапное появление советского кино на рынке для многих стало неожиданностью.
Советские кинематографисты начинали с кинохроники, служившей чаще всего пропагандистским целям. Одним из основателей советского документального кино стал Дзига Вертов. Он не признавал сценария и актерской игры. Он не предупреждал людей, что их снимают, использовал скрытую камеру. Его ленту «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) до сего дня считают одним из величайших фильмов в истории документального кино. Большой вклад в кинематограф внес также Лев Кулешов. Он стал автором т. н. креативного монтажа, или «Эффекта Кулешова».
В конце концов, кинематографисты пришли к выводу, что агитационное кино было необходимо лишь для военного времени, и стали снимать мелодрамы, охотнее экранизировать классику – произведения Пушкина, Толстого, Достоевского. Наиболее известные фильмы этого периода созданы на негосударственной студии «Межрабпом-Русь».
Произошло разделение кинематографистов на два лагеря: традиционалистов и новаторов. Первые больше обращались к литературной классике. Вторые решили создавать абсолютно новое искусство. К кругу новаторов принадлежали Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Александр Довженко. Новое в кино искали и кинематографисты, объединившиеся в начале 20-х годов вокруг ленинградской «Фабрики эксцентричного актера», созданной Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Они придерживались мнения, что мастерство актера кино значительно отличается от театрального, и объявили главными эстетическими принципами кино, карнавализацию, спонтанность, клоунаду.
К концу 20-х годов советская кинематография производила более 100 фильмов в год, большим числом могли похвастаться лишь США и Германия.
Накануне рождения звукового кино Эйзенштейн и Пудовкин опубликовали манифест, в котором заявили, что звук, используемый как дополнение изображения, станет убийцей искусства кино. По мнению выдающихся режиссеров, звук должен быть независим от изображения. Их представления оказались утопическими. На место классиков в 30-е годы пришло новое поколение – «прозаиков» советской кинематографии, певцов идеи социалистического труда. Они снимали фильмы, документирующие послереволюционную советскую действительность, прославляющие людей труда, советских героев. Но в это время появились и фильмы, представляющие более человечный, более близкий к реальности взгляд на революцию – «Чапаев» Григория и Сергея Васильевых, «Человек с ружьем» Сергея Юткевича, трилогия о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга.
Начало Великой Отечественной войны застало кинематографистов врасплох. Сначала они вернулись к старому и проверенному жанру короткометражной агитки. Со временем стали появляться полнометражные фильмы, представлявшие с немыслимой прежде жестокостью ужасы войны. К лучшим лентам военного времени относятся «Радуга» Марка Донского, «Она защищает Родину» Фридриха Эрмлера, «Зоя» Лео Арнштама. Одновременно, с 1941 года, снимаются фильмы о победе – «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, «Народные мстители» Василия Беляева, «Берлин» Юлия Райзмана.
В послевоенные годы советская кинематография шла навстречу разнообразным ожиданиям зрителей. В кинотеатрах показывали и комедии («Весна»), и военно-приключенческие фильмы («Подвиг разведчика»), и монументальные военные драмы («Великий перелом»). Появился и новый жанр художественно-документального репортажа, отображавший историю закончившейся войны. «Третий штурм» Игоря Савченко, «Битва за Сталинград» Владимира Петрова и «Падение Берлина» Михаила Чиаурели представляли собой сплетение реальных событий с художественным вымыслом, удивляли небывалым размахом батальных сцен.
Послевоенные тенденции советского кинематографа, идиллически представлявшего действительность, ослабли в середине 50-х, в период т. н. «оттепели». В центре внимания режиссеров оказался человек, его личные проблемы и переживания. Наиболее известным фильмом этого периода стала драма Михаила Калатозова «Летят журавли», награжденная «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля.
В 60-е годы на карте советского кино появились две яркие индивидуальности: Андрей Тарковский («Иваново детство») и Марлен Хуциев («Мне 20 лет»).
В 60-70-е годы в советском кино развивались как жанр психологической драмы, так и лелеемое властью «народное кино» и монументальное политическое.
Политическая и экономическая ситуация 80-90-х годов не особо способствовала развитию российского кинематографа. Кино должно было бороться за выживание. Отсюда и преобладающие в прокате малозначительные боевики и комедии. На их фоне ярко выделился фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994 г.), получивший премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
К преодолению «черной полосы» в жизни кинематографа в 90-е приложил руки кинорежиссер Алексей Балабанов. Его фильмы («Брат», «Про уродов и людей» и др.) неоднократно получали награды на отечественных и зарубежных кинофестивалях.
Первое десятилетие XXI века отмечено появлением фильмов, снятых с голливудским размахом, - «9 рота» Федора Бондарчука, «Ночной дозор» и «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова.
Благодаря деятельности кинематографистов младшего и среднего поколений (Андрея Звягинцева, Александра Сокурова, Ивана Вырыпаева, Василия Сигарева) сегодня фильмы из России все чаще попадают на мировые экраны.
|