Кулинарный словарь
Кулинарный словарь
Обзор новостей
Год Свиньи в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

2019 год в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

Год театра в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит                                

Дни футбола в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

Международный день эскимо в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

Год Собаки в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

День энергетика в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

Всемирный день туалета в ресторане интеллектуальной кухни "Эрудит"                                

Международный день музеев в ресторане интеллектуальной кухни "Эрудит"                                

Весна в ресторане интеллектуальной кухни "Эрудит". Апрель                                

Доставка
Последние загрузки
bullet Ответы на кроссворд "Левша"  
развернуть / свернуть
bullet Кроссворд "Левша"  
развернуть / свернуть
bullet "Кулинарные рецепты". Сборник рецептов для печати  
развернуть / свернуть
bullet "Кулинарные рецепты". Сборник рецептов для чтения  
развернуть / свернуть
Популярные загрузки
bullet Ответы на кроссворд "Левша"  
развернуть / свернуть
bullet Журнал "Вдохновение" № 5 для чтения  
развернуть / свернуть
bullet "Кулинарные рецепты". Сборник рецептов для печати  
развернуть / свернуть
bullet Кроссворд "Левша"  
развернуть / свернуть
Счетчики


erudit-menu.ru Tic/PR

Подробности

Ресторан интеллектуальной кухни - Подробности!
Вернуться на главную страницу.  Версия для печати.  Написать о статье письмо другу.  
История театра в России

30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издает указ об учреждении государственного русского театра. Это – официальный день его рождения. Однако театр в России начинается значительно раньше – с праздников и обрядов. И те и другие были связаны с трудовой деятельностью человека. Различные празднества включали в себя игры, песни, пляски. Со временем эти игрища стали занимать в повседневной жизни людей все больше места. Появилось понятие «скоморошить», что означало разыгрывать сценки, петь, плясать, балагурить. Были, однако, и скоморохи–профессионалы. Первые упоминания о них известны с XI века. Позже они стали объединяться в «ватаги», давать представления настоящими актерскими труппами.

Важнейшая веха в истории русского театра – 1672 год, когда начались представления придворной труппы царя Алексея Михайловича. Спектакли давались дважды в год, в ноябре и в конце января. Вместе с театром зарождалась русская оригинальная драматургия.

С восшествием на престол Петра I театральные представления становятся более разнообразными. Значительное внимание царь уделяет массовым зрелищам. При нем в России становятся популярными праздничные шествия, фейерверки, ассамблеи, маскарады. В 1702 году на Красной площади возникает первый русский общедоступный театр. В результате реформ Петра I театр утрачивает прежнее единство форм: в это время сосуществуют самодеятельные школьный и придворный театры, театр заезжих (иностранных) комедиантов и театр демократических низов (площадный). Всевозможные театральные представления возникают в самых разных местах, но все это носит стихийный характер. И только с появлением ярославской труппы Ф. Волкова и развитием русской национальной трагедии (в первую очередь, А. Сумарокова) театр становится государственным профессиональным организованным учреждением.

Во второй половине XVIII века число театров в России возрастает. Помимо официально открытых театров Москвы и Петербурга появляются домашние театры, давшие основу для развития крепостных трупп. Это были свободные от правительственного надзора театры. Наиболее известными и высокопрофессиональными были останкинский и кусковский театры графов Шереметевых. Высокий уровень декорационного и постановочного искусства, талантливые исполнители обеспечивали успех этих театров у зрителя. По своему богатству и уровню эти театры были гораздо выше государственных. Их история заканчивается лишь в 1861 году, с отменой крепостного права.

XIX век, особенно его начало, отличается повышением роли театра в жизни русского общества. Театр становится не только трибуной просвещения, но и основным местом общения, своего рода модным салоном. Он настолько органично входит в жизнь людей, что порой трудно провести грань между театром и бытом. То было время становления русского актерского искусства: на сцене блистали Е. Семенова, А. Яковлев, балерина А. Истомина. А в зале в креслах сидели А. Пушкин, П. Вяземский, А. Грибоедов... Высокая образованность публики того времени оказывала влияние не только на качество актерского мастерства, но и на репертуар театра.

Московский театр сильно отличался от Петербургского: он был более демократичным. Поэтому именно на сцене Московского Малого театра стало возможным формирование реалистического исполнительского искусства во главе с Щепкиным. В свою очередь, М. Щепкин и Н. Гоголь подготовили почву для появления во второй половине XIX века «театра Островского» с его бытовой драматургией и новой эстетикой.

Художественная правда, восторжествовавшая на театральных подмостках, нашла свое истинное и наиболее полное воплощение в искусстве Московского Художественного театра. Рожденный в конце столетия, театр явился первооткрывателем драматургии А. Чехова и М. Горького. В нем актеры, действительно, могли все. Поколение единомышленников, творившее в этом театре, создало не только знаменитую «систему Станиславского», но и совершенно новую программу этических отношений между людьми, занимающимися искусством.

Начало XX века ознаменовалось небывалым блистательным расцветом русского театра. В это время происходит объединение лучших творческих сил, театральных талантов высочайшего класса в музыке, пении, танце, в режиссуре, в живописном оформлении спектаклей. Славу отечественному театральному искусству приносят Русские сезоны за границей. С. Дягилев, А. Павлова, В. Нежинский, Т. Карсавина, В. Мейерхольд, В. Комиссаржевская, А. Таиров... – именно они подготовили почву для следующей страницы истории русского театра – театра послереволюционной эпохи.

Хоровод

В старину на Руси популярным народным игрищем был хоровод. Он отражал самые разные жизненные явления. Были хороводы любовные, военные, семейные, трудовые... Нам известны три разновидности хоровода: круговой (его разыгрывали члены одной семьи или рода), двухлинейный (отражал столкновение двух групп) и однолинейный (вариант кругового хоровода)  В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое начало.

История театра
Такие игрища обычно начинались под «наборные» песни, а заканчивались под «разборные», причем песни отличались чётким ритмом. Впоследствии, с изменением структуры родовой общины, видоизменялись и хороводные игрища. Появились солистых-запевалы (корифеи) и лицедеи (актёры). Лицедеев было обычно не более трёх. В то время, когда хор пел песню, они разыгрывали её содержание. Существует мнение, что именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов.

Русская пляска

Русская пляска – неотъемлемая часть народных игрищ и празднеств. Она всегда была связана с песней. Именно это сочетание являлось одним из главных выразительных средств народного театра. С древних времён русская народная пляска была основана на удальстве соревнующихся партнёров с одной стороны, и слитности, плавности движений – с другой.

История театра
Русская пляска родилась из языческих обрядов. После XI века, с появлением профессиональных актёров-скоморохов, изменился и характер пляски. Скоморохи владели развитой техникой танца; возникли разновидности скоморохов-плясунов. Были скоморохи-плясуны, которые не только плясали, но и разыгрывали при помощи танца пантомимные представления, носившие чаще всего импровизированный характер. Появились танцовщицы-плясицы, обычно ими были жены скоморохов. Танец занимал большое место в самых разных формах театра. Он был частью не только игрищ и празднеств, но и представлений кукольного спектакля Петрушки, часто заполнял паузу между актами школьной драмы. Многие традиции русской пляски дожили до наших дней.

Скоморохи с медведем

Поводыри с медведями упоминаются в источниках с XVI века, хотя не исключено, что появились они гораздо раньше. Почтительное отношение к этому зверю зародилось еще в языческие времена. Медведь – прародитель. Он – символ здоровья, плодородия, благополучия, он сильнее нечистой силы. Представление с медведем было занятием древним, популярным, если не самым любимым. Известно, например, что Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород гонца с приказом доставить на торжество скоморохов с медведями. А воевода Шереметев самолично наказал протопопа Аввакума за то, что тот выгнал «веселых людей» с медведями.

История театра
У скоморохов медведь считался кормильцем семьи, ее полноправным членом. Таких артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем или Матреной Ивановной. В своих представлениях поводыри обычно изображали жизнь простого народа, интермедии были на самые разнообразные бытовые темы. Хозяин спрашивал, например: «А как, Миша, малые дети ходят горох воровать?» – или: «А как бабы на барскую работу не спеша бредут?» – и зверь все это показывал. В конце выступления медведь исполнял несколько заученных движений, а хозяин их комментировал.

«Медвежья комедия» в XIX веке состояла из трех основных частей: сначала пляска медведя с «козой» (козу обычно изображал мальчик, который надевал на голову мешок; сквозь мешок сверху протыкалась палка с козлиной головой и рогами; к голове был приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум), далее шло выступление зверя под прибаутки поводыря, а потом борьба его с «козой» или хозяином. Первые описания таких комедий относятся еще к XVIII веку. Промысел этот существовал долго, вплоть до 30–х годов нашего столетия.

Вертеп

С давних времён во многих странах Европы на рождество было принято устанавливать посреди церкви ясли с фигурками Богородицы, младенца, пастуха, осла и быка. Постепенно обычай этот перерос в некое театральное действо, которое рассказывало с помощью кукол известные евангельские легенды о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и о жестоком царе Ироде. Рождественское представление было хорошо распространено в католических странах, в частности в Польше, откуда перешло на Украину, в Белоруссию, а затем, в несколько измененном виде, в Великороссию.

История театра
Когда рождественский обычай вышел за пределы католического храма, он приобрел название вертеп (старослав. и древнерус. – пещера). Это был кукольный театр. Представьте себе ящик, разделённый внутри на два этажа. Сверху ящик заканчивался крышей, открытая сторона его была обращена к публике. На крыше – колокольня. На ней за стеклом ставили свечу, которая горела во время представления, придавая действию волшебный, таинственный характер. Кукол для вертепного театра делали из дерева или из тряпок и прикрепляли к стержню. Нижнюю часть стержня держал кукловод, поэтому куклы двигались и даже поворачивались. Сам кукловод был скрыт за ящиком. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем – житейские: бытовые, комедийные, порой социальные. И набор кукол для нижнего этажа был обычным: мужики, бабы, чёрт, цыган, жандарм, причем простой мужик всегда оказывался хитрее и умнее жандарма.

Именно из вертепного театра родился потом театр Петрушки, столь популярный в народе.

Театр Петрушки

«Всяк спляшет, да не как скоморох», – говорит русская пословица. Действительно, разыгрывать игрища могли многие, но быть скоморохом-профессионалом не каждый. Любимым в народе среди скоморохов-профессионалов был актёр кукольного театра, а наиболее популярной – комедия о Петрушке.

История театра в России
Петрушка – любимый герой и скоморохов, дававших представление, и зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти и как выразитель протеста пользовался поддержкой зрителей. В таком театральном представлении одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода): Петрушка и лекарь, Петрушка и городовой. Сюжеты были самыми обычными: Петрушка женится или покупает лошадь и т. д. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом расправы Петрушки были достаточно жестокими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто настигала «небесная кара». Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.

Раёк

С конца XVIII века на ярмарке часто можно было увидеть ярко одетого человека, который нёс разукрашенный ящик (раёк) и громко кричал: «Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни и девицы, и молодцы и молодицы, и купцы и купчихи, и дьяки и дьячихи, и крысы приказные и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки: и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки со вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат».

История театра в России
Раёк пришел к нам из Европы и восходит к большим панорамам. Историк искусства Д. Ровинский в книге «Русские народные картинки» описывает его так: «Раек – это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, «по копейке с рыла», глядят в стёкла. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые».

Раёк пользовался большой популярностью в народе. В нём можно было увидеть и панораму Константинополя, и смерть Наполеона, церковь св. Петра в Риме и Адама с семейством, богатырей, карликов и уродов. Причем раёшник не просто показывал картинки, а комментировал изображённые на них события, нередко при этом критикуя власть и существующий порядок, словом, затрагивая самые животрепещущие проблемы. Как ярмарочное развлечение раёк существовал до конца XIX века.

Балаган

Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи. Строили их прямо на площади, и по тому, как оформлен балаган, можно было сразу понять, богат или беден его содержатель. Обычно их строили из досок, крышу делали из холста или полотна. Внутри были сцена и занавес. Простые зрители размещались на скамейках и во время представления ели различные сладости, пышки, а то и щи. Позже в балаганах появился настоящий зрительный зал с партером, ложами, оркестровой ямой. Снаружи балаганы украшали гирляндами, вывесками, а когда появилось газовое освещение, то и газовыми лампочками. Труппа обычно состояла из профессиональных и бродячих актёров. Они давали в день до пяти представлений. В театральном балагане можно было увидеть арлекинаду, фокусы, интермедии. Здесь выступали певцы, танцовщицы и просто «диковинные» люди. Популярным был человек, выпивающий огненную жидкость, или «африканский людоед», поедающий голубей. Людоедом обычно был артист, вымазанный смолой, а голубем – чучело с мешком клюквы. Естественно, что ярмарку с театральным балаганом простые люди всегда ждали с нетерпением.

История театра в России
Существовали также цирковые балаганы, их актёры были «мастерами на все руки». Ю. Дмитриев в книге «Цирк в России» цитирует сообщение о приезде из Голландии комедиантов, которые «по веревке ходя, танцуют, на воздухе прыгают, на лестнице, ни за что не держась, в скрипку играют, а лестницею ходя, пляшут, безмерно высоко скачут и другие удивительные вещи делают».

На протяжении долгих лет своего существования балаганы видоизменялись, к концу XIX века они практически навсегда исчезли из истории русского театра.

Театр при царе Алексее Михайловиче

Правление царя Алексея Михайловича (1645-1676) характеризовалось активной борьбой противоположных представлений о путях дальнейшего развития Руси. Это своего рода пролог к реформам его сына Петра Великого. С одной стороны, сторонники прежней церковной культуры не утратили ещё своего влияния, с другой – многие наиболее просвещённые приближенные царя и деятели духовенства настаивали на развитии просвещения, а с ним и театра. Большую роль в этом процессе сыграл боярин Артамон Матвеев. После женитьбы царя на его племяннице Наталье Кирилловне Нарышкиной Матвеев назначается начальником Посольского приказа. Пользуясь своим влиянием при дворе, он приказывает магистру И. Грегори «учинить комедию», «а для того действа устроить хоромину».

История театра в России
Было это в 1672 году. Первый спектакль состоялся 17 октября в селе Преображенском, когда «комедийная хоромина», строящаяся на государевом дворе, была еще не совсем отделана. Спектакль длился десять часов и очень царю понравился. После смерти Алексея Михайловича закончилась и жизнь «комедийной хоромины».

Фёдор Волков
и первый государственный русский театр

Фёдор Григорьевич Волков был родом из Костромы. В Ярославль же он приехал вместе с отчимом, знаменитым и богатым купцом Полушкиным. Различные театральные представления Волков мог видеть в этом городе, где популярны были скоморошьи выступления, а также в Москве, где, скорее всего, он учился и где в дни пребывания царского двора итальянские актеры давали свои спектакли. Вернувшись в Ярославль, Волков организует спектакли со своей постоянной труппой, которую набирает из братьев и друзей.

История театра в России
В 1752 году про этот театр прослышала императрица Елизавета Петровна. Она приглашает Волкова с труппой в Санкт-Петербург. Ему предоставляется дом графа Головкина на Васильевском острове, где ярославцы и ставят свои спектакли вместе с придворными певчими. Фёдора Волкова и ещё нескольких актеров императрица отдает в учение в лучшее тогда учебное заведение – Шляхетский корпус. Совместно с писателем А. Сумароковым Волков готовит репертуар первого русского придворного театра, который по указу императрицы от 30 августа 1756 года стал называться государственным.

Фёдор Волков обладал неиссякаемой энергией и бурным темпераментом, его хватало на все, даже на занятие политикой. Прожил он всего 37 лет, но многое успел сделать для славы Российского театра.

Фейерверк

В России фейерверки стали популярны со времен Петра I, а к середине XVIII века искусство фейерверка достигло наивысшего расцвета и совершенства. Это объясняется тем, что в организации их и проведении участвовали виднейшие учёные, например М. Ломоносов, и военные техники.

История театра в России
Различались фейерверки военные и потешные. Последние носили увеселительный и декоративный характер. Модным было устраивать такие празднества в честь дня рождения кого-либо из царской фамилии или по случаю коронации. Основная задача организатора фейерверка состояла в достижении зрелищности. Разрабатывалась заранее целая система фигур, из которых устраивались эффекты. Особенно популярными были такие фигуры, как фонтан, пятилистовая звезда, китайское колесо и другие. Фейерверки организовывались на суше, и на воде. Из сочетания простых фигур создавались сложные, из них строились декорации. Когда начинали гореть последовательно одна декорация за другой, создавалось целое огненное представление. Заключал фейерверк огненный апофеоз из разноцветных ракет.

Усадьба «Кусково». Воздушный театр

Традиция воздушного театра пришла в Россию из Европы. Самым известным воздушным театром у нас в стране был театр в «Кусково», подмосковном имении графов Шереметевых. Усадьба строилась в 40-60-е годы XVIII века. Чёткой границы между домом, парком и садом не было, поэтому «Кусково» воспринималось приезжавшими туда гостями как единое театральное целое.

История театра в России
Театральность жизни начиналась прямо при въезде в имение. Каждый въезжавший в пределы парка тут же вступал в игру. Роль гостя определяли планировка парка и декорации усадьбы. Посетители должны были быть готовыми к различным перевоплощениям. Каждый уголок, каждая аллея предлагали сюрприз. Кусковский парк благодаря таланту садовников и мастеров был необычайно красив. Здесь устраивались павильоны, катания на яхтах, фейерверки. На воздушном театре давались балетные спектакли. Парк освещался разноцветными фонариками, которые придавали ему оттенок таинственности, загадочности. Сочетание парадной роскоши и интимной простоты завораживало посетителей. Мифом XVIII века называли современники имение «Кусково».

Комическая опера

Самым популярным жанром в России во второй половине XVIII века становится комическая опера. Это объясняется тем, что комическая опера всегда заканчивалась счастливым финалом и сопровождалась музыкой, которая легко запоминалась на слух. Средства комической оперы были необычайно разнообразными: она сочетала в себе приёмы комедии, лирики, сатиры, иногда трагедии. Для украшения спектакля использовались живопись, балет, архитектура. Сюжет оперы был интересен и светской публике, и людям попроще. Как правило, разыгрывался любовный сюжет. В комической опере часто высмеивался и осуждался злой помещик и восхвалялся умный крестьянин. Но были комические оперы развлекательного плана, предшественники водевиля – весёлые представления с музыкой и очень развитой интригой, где герои переодевались, дурачились, разыгрывали друг друга. Одни только названия таких опер говорят сами за себя: «Три свадьбы вдруг, или Как аукнется, так и откликнется», «Любовник–колдун», «Колдун, ворожея и сваха» и другие.

История театра в России

В начале XIX века русская комическая опера практически исчезает из репертуаров театров и вновь обретает жизнь уже во второй половине XX века в репертуаре не только музыкальных театров, но и отдельных концертных исполнений.

Театр на Царицыном лугу

В 1779 году в Петербурге открылся первый частный театр. Создал его антрепренёр К. Книппер, который взял на содержание актёрскую труппу и организацию спектаклей. Репертуар театра формировался из произведений русской национальной драматургии. На сцене ставились комические оперы и сатирические комедии. Именно в этом театре состоялось первое представление комедии Д. Фонвизина «Бригадир». С огромным успехом шла одна из первых национальных опер А. Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват». Театр был общедоступным, его посещали самые разные слои городского населения.

История театра в России
С 1782 года театром стал руководить один из ближайших сподвижников Ф. Волкова знаменитый артист И. Дмитревский, но это продолжалось недолго. При организации правительственного общедоступного театра нужно было усилить его актёрскую труппу, что и было сделано за счёт театра на Царицыном лугу.

Эрмитажный театр в Петербурге

Автором Эрмитажного театра был знаменитый архитектор Дж. Кваренги. Итальянец по национальности, он половину жизни прожил в России. Кваренги – один из самых ярких представителей русского классицизма. По его проекту построены загородные дворцы, садово-парковые ансамбли, жилые дома.

История театра в России
Эрмитажный театр строился с 1783 по 1787 год. На его сцене выступали профессиональные артисты императорских театров, ставились любительские придворные спектакли.

Большой Каменный театр в Петербурге

Первым постоянным театральным зданием в Петербурге было здание Большого Каменного театра. Строительство его велось много лет и закончилось в 1783 году (архитекторы Л. Тишбейн и М. Деденев). Театр был колоссальным по своим масштабам, вмещал около двух тысяч зрителей, имел три яруса лож, партер, балкон, амфитеатр и парадиз. Посредине зрительного зала находилась царская ложа.

История театра в России
Театр перестраивался в 1802-1804 годах под руководством архитектора Ж. Тома де Томона, затем в 1836 году по проекту архитектора А. Кавоса. В нём стало пять ярусов лож и большая механизированная сцена, преобразованная известным художником А. Роллером. Открытие театра было приурочено к премьере оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). На сцене театра ставились спектакли всех жанров – оперы, балеты, драмы. Здесь выступали известные балерины М. Тальони, Ф. Эльслер, А. Истомина.

В конце XIX столетия здание театра было перестроено под консерваторию.

Читать дальше История театра в России. Продолжение



Просмотров 671 (419 Уникальный)
Опубликовал admin (17 янв : 16:43)
Рейтинг Рейтинг не определен 
 

Рассылка - "Кроссворды для гурмана"


Все самое интересное для гурмана и эрудита
Подписаться письмом
Все для интеллектуального гурмана: кроссворды, загадки, конкурсы, познавательная информация о продуктах, напитках и кулинарии.
Онлайн-кроссворды про еду и все, что с ней связано.

Поиск Эрудит

Зарегистрироваться на сайте

Пользователь:

Пароль:


Запомнить

[ Регистрация ]
[ Забыли пароль? ]

Меню кроссвордов
Разгадываем кроссворды!

Блюд доступных на данный момент: 75


Кроссворд `Шоколадное мороженое с ванилью`
Случайный кроссворд Кроссворд `Шоколадное мороженое с ванилью`

Новые кроссворды

Кроссворд `Буйабес с лебедями`
Кроссворд `Буйабес с лебедями`
Кроссворд добавлен: 12.07.17

Кроссворд `Салат с каротином`
Кроссворд `Салат с каротином`
Кроссворд добавлен: 28.08.16

Кроссворд о капусте `Капустник для Юпитера`
Кроссворд о капусте `Капустник для Юпитера`
Кроссворд добавлен: 14.11.15

Кроссворд  Солончак Марция
Кроссворд Солончак Марция
Кроссворд добавлен: 27.06.15

Кроссворд Салат для Цезаря
Кроссворд Салат для Цезаря
Кроссворд добавлен: 27.06.15

Кроссворд Каша для гладиатора
Кроссворд Каша для гладиатора
Кроссворд добавлен: 05.01.15