Кулинарный словарь
Кулинарный словарь
Обзор новостей
Центр здоровья «Эрудит»                                

Всемирный день крысы в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

Всемирный день театра в ресторане интеллектуальной кухни "Эрудит"                                

Пятница, 13-е в ресторане интеллектуальной кухни "Эрудит"                                

Год Крысы (Мыши) в ресторане интеллектуальной кухни "Эрудит"                                

Всемирный день футбола в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

Год Свиньи в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

2019 год в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

Год театра в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит                                

Дни футбола в ресторане интеллектуальной кухни «Эрудит»                                

Доставка
Последние загрузки
bullet Ответы на кроссворд "Левша"  
развернуть / свернуть
bullet Кроссворд "Левша"  
развернуть / свернуть
bullet "Кулинарные рецепты". Сборник рецептов для печати  
развернуть / свернуть
bullet "Кулинарные рецепты". Сборник рецептов для чтения  
развернуть / свернуть
Популярные загрузки
bullet Ответы на кроссворд "Левша"  
развернуть / свернуть
bullet Журнал "Вдохновение" № 5 для чтения  
развернуть / свернуть
bullet "Кулинарные рецепты". Сборник рецептов для печати  
развернуть / свернуть
bullet Кроссворд "Левша"  
развернуть / свернуть
Счетчики


erudit-menu.ru Tic/PR

Подробности

Ресторан интеллектуальной кухни - Подробности!
Вернуться на главную страницу.  Версия для печати.  Написать о статье письмо другу.  
Валерий Захаров. Баба-Яга


Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом! Сколько раз мы читали эту фразу в детских сказках, и она сопровождала нас всю жизнь. Наши дети, затаив дыхание, слушали перед сном сказки, где всякая нечисть щекотала им нервы. И что это за существо – баба Яга?

Откуда она взялась и, кочуя из сказки в сказку, с успехом перебралась в XXI век, где чувствует себя весьма комфортно?


В давние времена, когда на Руси уже было принято христианство, а язычество не сдавало свои позиции, все боги, божки и окружавшая их мелкотравчатая нечистая сила, вовсю правили бал. Излюбленным местом нечисти была деревня, поскольку в городах, вне природы, им не было места. И действительно, куда кинется, скажем, леший, если нет леса? Не идти же ему учётчиком в Леспромхоз! И водяного не ждут в Горводоканале!

Но вернёмся к Бабе Яге. В сказках русского ученого-этнолога Афанасьева это вовсе не смешная безобидная старуха, когда она летит в железной ступе – «деревья пригибаются, реки из берегов выходят, земля трясётся». Да и сама избушка обнесена частоколом, на котором нанизаны черепа… Такие злыдни женского рода существовали у многих народов, например, в Японии это Ямауба, в Литве – Лаума, у тюркских народов Шамус-баба, и т.д. Как сказал украинский священник – «ни в одном мужике нет столько злобы, сколько в Евиных дщерях!» Да и сама библия прямо указывает на источник всех несчастий человечества – на женщину.

Первые упоминания о бабе Яге восходят к 1588 году и описаны Джильсом Флетчером, где говорится, что основными рассказчиками были солдаты из Сибири. Образ бабы Яги возник при посещении русскими дикого Пермского края, где проживали вогулы и уйгуры, откуда до похода Ермака в Сибирь редко кто возвращался живым. У этих народов всё ценное, в первую очередь пищевые запасы, хранилось в лабазах – крытых сооружениях на двух столбах. Внутри его, для оберега, клали куклу, одетую в национальную одежду – ягу. Её задача была охранять доверенные ценности от непрошеных гостей. Вот вам и избушка на курьих ножках с бабой Ягой! Однако существует ещё одна версия – по обычаям древних славян V – IX веков на курьих ножках – то есть окуренных дымом, ставили «избу смерти», т.е. хоронили покойника.

А как же выглядела Баба-Яга? Слово «баба» на русском языке совсем не значит, что это обязательно старуха; это собирательный образ женщины. То есть Баба-Яга могла быть женщиной средних лет, пожилой, только не девицей. Однако этот образ в искусстве, на полотнах художника Билибина, в скульптурах, игрушках, театральных и киноперсонажах, в музыке, (да, да, и в музыке тоже, например сюиты «Картинки с выставки» (избушка на курьих ножках) Модеста Мусоргского, в произведениях композитора Лядова, и т.д.) трактуется как зловредная, нечёсаная и немытая старуха в лохмотьях. Вот как описывает облик ведьмы Анна и Серж Коллон в романе «Мятежница из Пуату». «…Еще одна зима, проведённая ею в сырой пещере, способствовала превращению этого человеческого существа в нечто близкое животному или даже растительному миру. Её туловище приняло вид искривлённого старого дерева, волосы походили на лесные побеги или на паутину, а глаза напоминали глаза лисы в чаще леса». Довольно впечатляюще. А если русский, привычный образ осовременить, помыть, причесать, сменить лохмотья на приличную одежду, переселить из избушки в городские условия, догадываетесь, в кого она превратится? Ну, конечно, в старуху Шапокляк! Правда, в ней уже не будет той силы, что в лесных дебрях, однако на мелкие пакости она будет способна.

«Чую, русским духом пахнет!» То есть эта самая баба-Яга могла даже по запаху отличить своего человека от чужого. Была ли она слепа? Этого никто не знает. В сказках Афанасьева наша бабуся не раздавала направо и налево волшебные клубочки, оказывая помощь каждому встречному – поперечному, а занималась «лихими» делами. Нет такого преступления, которое она бы не совершала, тут и людоедство, и колдовство, и убийство, и заговор, мошенничество, а такое преступление, как воровство, и за преступление то не считалось, впрочем, как и сейчас в России. Одной из справедливых версий является баба Яга в сказке «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Но почему Баба-Яга – костяная нога? Наверное, потому, что она наполовину живая, наполовину – мёртвая. И само посещение бабы Яги всякими молодцами да царевичами сопровождается ритуальными действиями: омыванием, подготовкой к смерти, но так как они вооружены и агрессивны, наша бабуся не может с ними сладить, ей остается только оказывать таким гостям помощь и поддержку.

Одним словом – баба Яга – страшное существо. Правильное представление о бабе Яге даёт чтение сказок, собранных исследователем Афанасьевым в их народном, первозданном варианте, и вряд ли такие сказки помогут детишкам спокойно заснуть. Взрослые же устроили себе развлечение в селе Кукобой Ярославской области, назначив 26 июня днём рождения Бабы Яги, чем восстановили против себя Русскую православную церковь.

И всё-таки во всей этой истории с Бабой Ягой кроется какая-то недосказанность, такая живучесть персонажа зиждется на чём-то другом. Ведь Баба Яга – та же ведьма, а слово ведьма происходит от слова «ведать», то есть знать (знать не знаю, ведать не ведаю). Но представьте такую историю: на окраине села, почти у самой опушки леса, жила была…одинокая женщина. Как говорят, не сложилось, такое в жизни случается. Женщины эти в то время на Руси сами по себе представляли нечто необычное, общество всеми силами старалось найти в них изъян; мало того, обладая наблюдательностью, сметливостью, знаниями о природе вещей, занимаясь лечением травами, и тому подобными вещами, недолго было прослыть такой ведьмой.

Если она ворожбой может помочь хромой скотине, или вылечить травами заболевшего, то можно полагать, что таким же образом она может и навредить. У людей появляется опаска, однако надобность в подобных знахарях велика, поэтому народ крадучись посещает ведунью. Однако, потихоньку-полегоньку, исподволь, выжили знахарку из деревни, и одинокая, немолодая женщина волею судеб вынуждена жить в лесной трущобе. Кто поставил эту избушку? Может, это брошенная избушка лесника или разбойников? Никто не знает! Как она вела хозяйство, ведь чем-то надо было кормиться? Ну, летом грибы, ягоды, то, да сё, а как зима придёт? Куда двигать по глубоким сугробам да по трескучим морозам? А воды наносить, а дров напилить, нарубить, наколоть, в поленницу сложить, сена для скотины наготовить, избу законопатить, печку переложить, изгородь подлатать, крышу поправить? Каково это одной женщине? Тимуровцев-то тогда не было! Да и одеться надо во что-то, зимой холода в России будь-будь!

Ну, а как заболеет, кто придёт ей на помощь? Как известно, ведуньи да ворожеи сами себя лечить не могли, не было у них такой силы! А главное – одиночество! Не с кем словом перемолвиться, похвалить, пожалеть, побранить, кроме кота! Будь я художник, я бы написал Бабу Ягу как одинокую, несчастную женщину, сидящую в полумраке, и с тоской глядящую в маленькое оконце, туда, где за вершины древних сосен садится закатное солнце. Из-под старого платка выбилась прядь седеющих волос, натруженные тяжёлой работой руки, горестные складки у рта, ветхая одежонка, убогая утварь, в запавших, когда-то прекрасных глазах поселилась тоска…. Никто не постучит к ней в дверь, не спросит о её здоровье, не принесёт гостинца, не пригласит в гости, а придет смертный час, и глаза закрыть будет некому. Страшно! Что-то подобное было описано русским писателем Иваном Куприным в повести «Олеся», да ведь там были две женщины, а тут – одна! И какие же мытарства устраивали «добрые» люди этим несчастным горемыкам!

А ведь Баба Яга была сердобольной женщиной, у неё нашли приют и филин, подобранный ею птенцом с переломанным крылом, и волк, подобранный щенком, осиротевшим после смерти матери-волчицы, убитой охотниками, и кот, выброшенный хозяевами на улицу. Так что образ Бабы Яги можно представить и так, и эдак, везде найдётся доля истины, и пусть решает читатель, что ему кажется правдивей и ближе.

А вообще, все герои русских сказок: Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный, Баба Яга являются яркими представителями языческой славянской культуры, каждый образ по своему интересен и полезен тем, что, исследуя его, любознательный читатель невольно изучает историю и культуру, и, главное, нрав своего народа. И через сто лет ваши праправнуки будут рассказывать своим детям: «…Вот идет он по густому лесу, и видит избушку на курьих ножках. Избушка – избушка, стань к лесу задом, ко мне передом!» И всё так же, раскрыв свои любопытные глазенки, ребятишки, затаив дыхание, будут слушать прекрасные русские сказки!

Валерий Захаров. Страница автора


     Еще о Бабе Яге:

День Бабы Яги в ресторане «Эрудит»
История жизни Бабы Яги
Музеи Бабы Яги
Стихи о Бабе Яге
Анекдоты о Бабе Яге


Просмотров 8,803 (2,971 Уникальный)
Опубликовал admin (27 июн : 23:16)
Рейтинг Рейтинг не определен 
 

Рассылка - "Кроссворды для гурмана"


Все самое интересное для гурмана и эрудита
Подписаться письмом
Все для интеллектуального гурмана: кроссворды, загадки, конкурсы, познавательная информация о продуктах, напитках и кулинарии.
Онлайн-кроссворды про еду и все, что с ней связано.

Поиск Эрудит

Зарегистрироваться на сайте

Пользователь:

Пароль:


Запомнить

[ Регистрация ]
[ Забыли пароль? ]

Меню кроссвордов
Разгадываем кроссворды!

Блюд доступных на данный момент: 75


Кроссворд `Колбасное ассорти`
Случайный кроссворд Кроссворд `Колбасное ассорти`

Новые кроссворды

Кроссворд `Буйабес с лебедями`
Кроссворд `Буйабес с лебедями`
Кроссворд добавлен: 12.07.17

Кроссворд `Салат с каротином`
Кроссворд `Салат с каротином`
Кроссворд добавлен: 28.08.16

Кроссворд о капусте `Капустник для Юпитера`
Кроссворд о капусте `Капустник для Юпитера`
Кроссворд добавлен: 14.11.15

Кроссворд  `Солончак Марция`
Кроссворд `Солончак Марция`
Кроссворд добавлен: 27.06.15

Кроссворд `Салат для Цезаря`
Кроссворд `Салат для Цезаря`
Кроссворд добавлен: 27.06.15

Кроссворд `Каша для гладиатора`
Кроссворд `Каша для гладиатора`
Кроссворд добавлен: 05.01.15