Роман «Омон Ра» Виктора Пелевина - о самоценности человеческой жизни
Виктор Пелевин написал роман «Омон Ра» в 1991 году. Это год распада Советского союза, и многие критики в Интернете, и рядовые читатели на форумах называют роман «пародия на советскую действительность», иногда добавляя слово «запоздалая». Я с такой оценкой категорически не согласен, по-моему, она совершенно не раскрывает замысла романа, который намного шире.
Фантасмагория ужаса и позора
Писать о сюжете романа сложно, он как бы есть, и его вроде бы нет. Нельзя же всерьез считать сюжетом подробно рассказанную автобиографию молодого парня со странным именем Омон (так назвал его отец, спившийся милиционер), с раннего детства мечтавшего стать космонавтом. Мечтал – и стал, поступил в летное училище, откуда был зачислен в группу космонавтов, прошел подготовку и отправился с группой своих товарищей на Луну. Рядовая, в общем, биография, годящаяся для книги героических воспоминаний, но никак не для романа.
Но Пелевин, наверное, не был бы Пелевиным, если бы этот заурядный материал не превратился в романе, благодаря его таланту, в некую фантасмагорию. Летное училище имени Мересьева, куда Омон (так и тянет написать это имя прописными буквами, как Отряд Милиции Особого Назначения) поступает вместе с другом Митьком, оказывается, готовит вовсе не летчиков. Здесь готовят настоящих советских людей, по аналогии с прославленным летчиком Мересьевым, ставшим прототипом героя книги «Повесть о настоящем человеке». Эта книга хорошо известна людям старшего поколения как настольная энциклопедия советского патриотизма. В училище подготовка героев поставлена «на поток» - курсантам, как и подлинному Мересьеву, ампутируют ноги, затем они проходят сложную науку ходьбы на протезах, и затем, как и в книге, танцуют «Калинку» перед выпускной комиссией.
В этом, собственно, и состоит весь курс обучения. Курсантам –«мересьевцам» ещё повезло – в училище имени Александра Матросова выпускникам приходится закрывать грудью стреляющий пулемет…
Омон не был подвергнут ампутации, его вместе с Митьком в самом начале «курса обучения» перевели в отряд космонавтов и стали готовить к полету на Луну. Говорить о том, что ему повезло, не приходится – в Центре подготовки тоже готовят «настоящих советских людей», проще говоря, команду смертников. Им предстоит на «голом патриотизме» довести космический корабль до Луны, поочередно погибая вместе с каждой ступенью ракеты. Омону отведена особо почетная роль – внутри лунохода проехать по поверхности Луны и передать на Землю фотографии лунной поверхности (конкретно «трещины имени Ленина»). Возвращение лунохода на Землю программой не предусмотрено…
Идея или жизнь?
Омон Кривомазов не погиб в луноходе, как предполагалось программой полета, хотя выполнил её всю до конца, как и вся команда. И вообще никакого полета не было, товарищи Омона погибли ради имитации - телевизионной «версии» полета на Луну, показанной на весь мир как «новое достижение советской космонавтики», а снятой в Москве, в подземной части известного здания на Лубянке. Пелевин верен себе как фантаст и великий мистификатор. Но пародии здесь я не вижу – есть попытка разобраться в природе «государственного патриотизма», навязываемого нашим людям много лет. И не только нашим. Разве судьба японских камикадзе, жертвовавших жизнью за императора, не могла бы стать основой такого же романа?
Виктор Пелевин ненавязчиво, между строк ставит в романе «Омон и Ра» вопрос: имеет ли государство право жертвовать жизнями своих граждан ради торжества неких идей? И должны ли люди жертвовать своими жизнями ради этих идей? Ответ читается однозначно – нет, не должны, человеческая жизнь самоценна, а идеи могут на поверку оказаться и ложными. Я понимаю, в нашем сегодняшнем обществе не все согласятся с такой точкой зрения, но это то, что вынесено мною из этого необычного романа. Владимир Царан. Страница автора
|