Туризм – очень старая и одновременно очень молодая форма проведения свободного времени. Как такое возможно? Попробуем ответить на этот вопрос, посмотрев на историю туризма – отрасли, которая эволюционировала до такой степени, что сегодняшние тенденции и обычаи ошеломили бы путешественников прошлых веков.
Античность
Первые поездки туристического характера появились еще в Древнем Египте. Египтяне передвигались, чтобы стать участниками религиозных праздников и полюбоваться огромными сооружениями, особенно пирамидами. Религиозные цели преследовали и путешественники Древней Греции, которые отправлялись главным образом к Дельфийскому оракулу и к Храму Зевса Олимпийского. Кроме того, тысячи древних греков каждые четыре года посещали Олимпийские игры. В Древней Греции не строили никаких дорог, поэтому большинство поездок осуществлялись по морю.
Совсем иначе выглядела ситуация в Древнем Риме. Римскую империю покрывала густая сеть дорог и т. н. почтовых станций (которые предоставляли странникам пищу, ночлег и лошадей), а вопросы безопасности путешественников регулировались законом. Представители римской знати в медицинских и рекреационных (именно римляне стали основоположниками понятия «рекреация») целях ездили на курорты, расположенные по всей империи – в Баден-Бадене, Виши, Байи, Неаполе, на Капри, в Бате, Поццуоли. Средневековье и Эпоха Возрождения
Средние века – период «одичания античного мира и варварства», период застоя во многих областях экономики и культуры. Это не могло не повлиять на развитие туризма. Самыми важными мотивами поездок в это время были религиозные. Христиане путешествовали главным образом в Рим, Святую Землю и к мощам покровителя всех пилигримов Апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Индуистские и буддийские паломники также совершали путешествия, а экспедиции арабов были в основном торговыми. Молодые аристократы в Европе выезжали за границу для обучения за рубежом, чтобы расширить свои знания (например, в университет Болоньи, Падуанский университет). В Средневековье и Эпоху Возрождения также состоялись знаменитые одиночные странствия, самые известные – путешествие Марко Поло в Китай, Франческо Петрарки – в Альпы и ибн Баттуты, объехавшего все страны исламского мира на трех континентах. На XIV и XV века приходятся и великие географические путешествия, связанные с открытием морского пути в Индию и открытием Америки Христофором Колумбом в 1492 году. XVII и XVIII века
В XVII веке все большее значение стали приобретать путешествия в познавательных, рекреационных и оздоровительных целях. Поездки на большие расстояния осуществлялись на конных экипажах, появлялись линии дилижансов, туризм постепенно становился источником доходов для людей, занимающихся обслуживанием путешественников. Важнейшим событием в этот период стал т. н. Гранд-тур, или «Большое путешествие» – ставшие обязательными поездки молодых английских аристократов на континент. Ежегодно в них участвовали около 20 тысяч отпрысков богатых семей. Такое путешествие длилось от нескольких месяцев до нескольких лет. Молодые британцы также достигли Альп и стали одними из родоначальников альпинизма. С ростом числа посетителей, заинтересованных в покорении Монблана и других альпийских вершин, пастырские поселения превращались в центры горного туризма (например, Шамони, Гриндельвальд, Церматт). Впервые самая высокая вершина Альп была покорена в августе 1786 года Мишелем Паккардом и Жаком Бальма. В XVII и XVIII веках среди богатых жителей европейских стран были очень популярны курортные города, среди которых выделялись: Бат (также популярный в древности), Виши, Эвиан, Баден-Баден, Мариенбад, Карлсбад. Конец XVIII века принес с собой промышленную революцию, которая была связана с усилением урбанизации и ростом миграции людей из сельских районов в города. XIX и XX века
XIX век оказался переломным для туризма. До него из-за высокой стоимости путешествия могли позволить себе только представители высших сфер. С сокращением рабочего времени, развитием транспортных средств, промышленности, урбанизацией и ростом культурного уровня туризм начал приобретать массовый характер. Благодаря использованию в железнодорожном и водном транспорте парового двигателя путешествия стали более удобными, короткими и, прежде всего – менее дорогостоящими. Первая железнодорожная линия была создана в 1825 году в Англии. А уже к концу XIX века в Европе существовала очень плотная сеть железных дорог. В 1883 году по маршруту Париж-Константинополь начал курсировать знаменитый «Восточный экспресс». На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий начал развиваться автомобильный транспорт. В 1885 году Готлиб Даймлер построил двигатель внутреннего сгорания, а в 1903 году Генри Форд начал выпускать большие автомобили. Первая автострада была построена в Италии в 1924 году, а после окончания Второй мировой войны началось бурное развитие пассажирских авиаперевозок. В 1841 году англичанин Томас Кук основал первое туристическое агентство. Кук был организатором первого тура, который проходил поездом по маршруту Лестершир-Лафборо.
В этот период туристы в основном посещали исторические города с многочисленными памятниками (Рим, Париж, Венецию, Флоренцию), курорты (Карловы Вары, Баден-Баден, Спа, Бат); Лазурный берег и горные районы (Давос, Бадгастайн). Для популяризации зимнего туризма в Шамони были организованы первые горнолыжные курорты и первые зимние Олимпийские игры. Кроме того, стали появляться туристические ассоциации: Британский альпийский клуб (1857), Австрийская альпийская ассоциация (1862), Швейцарский альпийский клуб (1863) и Итальянский альпийский клуб (1863). В 1882 году в Швейцарии были созданы первые ассоциации владельцев гостиниц.
После Второй мировой войны, особенно с 1950-х годов, резко увеличилось количество туристов, прежде всего в более развитых странах Западной Европы и Северной Америки. Самым популярным туристическим регионом тогда был Средиземноморский бассейн (особенно побережье Франции, Испании и Италии). В 1960-х и 1970-х годах начал интенсивно развиваться горнолыжный туризм, в это время были построены большинство горнолыжных трасс и курортов. В последующие годы стали развиваться и туристические регионы за пределами Европы (Карибские острова, Мексиканский залив и Океания). В 1980-х годы стало ощущаться негативное влияние массового туризма на природу и жизнь местных сообществ, в это время родилась идея т. н. «ответственного туризма», целью которого является минимизация негативного воздействия массового туризма.
В настоящее время туризм – это огромная индустрия, использующая все технологические достижения человечества: интернет, GPS и современные транспортные средства. Все более популярными становятся короткие зарубежные поездки на выходные, а туристические агентства предлагают однодневные поездки в близлежащие страны. Сегодня практически любой финансово обеспеченный человек может быстро добраться до любой точки мира. Это возможности, о которых ни один путешественник даже не мечтал еще 50 лет назад. Поэтому трудно представить, что туристическая индустрия предложит нам еще лет через 50...
Дмитрий Вольский, сентябрь, 2017 г.
|