В России долгие годы существовала традиция – пить чай из самовара. Самовар является знаком русской самобытности настолько, что считается одним из трех предметов, символизирующих страну для остального мира (наряду с матрешкой и автоматом Калашникова).
Первые упоминания о российском чайном приборе относятся к 1745-1746 годам. До XVIII века место ставшего впоследствии привычным чая занимали совсем другие напитки: квас, пиво, мед, сбитень. Чайные традиции складывались в нашей стране постепенно. Гость с Востока поначалу был доступен немногим – чай пили в знатных домах, к тому же – только в качестве лекарства. Со временем традиционные квас и сбитень уступили место бодрящему напитку, приятный аромат и терпкий вкус которого пришлись по душе многим. Ни одно застолье не обходилось без чая, он стал символом гостеприимства и уюта. Вместе с ним и самовар стал символом России.
Несмотря на разнообразие форм, все самовары одинаково устроены — это тонкостенный цельный сосуд, вертикально его пронизывает расширяющаяся внизу труба, через нее закладывается топливо. На расстоянии от поверхности к нижней части сосуда (для пожарной безопасности и устойчивости) прикрепляется топка. Воздух проходит в трубу через решетку, поднимаясь вверх, он создает в топке тягу. Кран располагается от дна на небольшом расстоянии. В крестьянских избах трубу соединяли с дымоходом. Если топливо отсырело, самовар надо было раздувать - обычно с помощью сапога, надеваемого на трубу. Заварочный чайник устанавливается, когда вода только начинает закипать. Замедляется тяга и вода доходит до кипения, при этом заваривая чай.
Устройства такого типа уже существовали в Китае и Японии («хо-го», «цибати»), там они применялись для кипячения воды, приготовления супа. Однако их сходство ограничивается лишь деталями. Русский вариант – изобретение оригинальное. В разных источниках встречается легенда о том, что самовар был завезен из Голландии в Россию Петром I. В действительности в их классическом виде самовары появились в стране через пятьдесят лет после его смерти.
Сначала они походили на сбитенники, устройства, с помощью которых мед соединяли со специями. В этом подобии «скороварки» готовили даже каши и щи. У них была более широкая форма, не сужавшаяся вверху. Устройство неслучайно называли русской «чайной машиной»: чтобы создать самовар, довольно простую на вид конструкцию, требовалось произвести до 900 технологических операций. Цены на это «чудо» сначала были очень высоки и доступны лишь аристократии – богато украшенный самовар считали предметом роскоши, в знатных домах выставляли напоказ и всячески гордились.
В 1766 году первую «самоварную» фабрику открыл в Москве А.Шмаков. Но особенно прославились в «самоварном деле» тульские мастера, умевшие сотворить из металла произведение искусства. Первая тульская мастерская самоваров основана оружейником Федором Лисицыным в середине 1770-х. К середине следующего века их в городе было уже с десяток. На каждой фабрике хранили собственные секреты изготовления самоваров. Известные «самоварные» фамилии: Баташевы, Ломовы, Воронцовы, Капырзины, Шемарины, Тейле, Пучковы, А.Морозов.
Постепенно самовары становились обычным предметом быта: их можно было увидеть на ярмарках, гуляниях, они появились в ресторанах и трактирах, наконец, вошли практически в каждый деревенский дом. В семьях крестьян их передавались от поколению - поколению. Самовар стал неотъемлемой частью стиля жизни россиян к середине девятнадцатого века.
Сначала самовары изготавливали из чистой меди, затем – из латуни, мельхиора. Изнутри корпус покрывали слоем олова. Поскольку медь – пластичный материал, форма у самоваров, изготовленных русскими умельцами, была самая разная – они могли быть похожи на репы, бочонки, груши, шары, вазы. Самовары для знати покрывали тонким слоем серебра и золота. «Чайные машины» выпускались разные: для зажиточных покупателей - с множеством украшений, для бедного люда – скромные, без особых затей. На рынках их продавали… по весу. Чтобы сбыть товар повыгоднее, особо предприимчивые «мастера» запаивали в самовары свинцовые шарики.
Большими габаритами отличались «армейские» самовары, которые вмещали 12-15 литров, в трактирах, где за день бывали десятки людей, в них можно было влить до пяти ведер воды, а в дорогу брали с собой совсем миниатюрные – на пару стаканов, или литровые. Такие экземпляры в народе прозвали «эгоистами».
Самовар часто упоминается в произведениях классиков русской литературы. А.П.Чехову даже приписывается авторство пословицы «Ездить в Тулу со своим самоваром» (т. е. делать что-то бесполезное). К концу XIX века самовар стал неотъемлемой частью декора железнодорожных вагонов на Транссибирской магистрали, а в советское время – спальных вагонов.
«Похоронило» классический русский самовар исполнение ленинской мечты об электрификации всей страны. С 1950-х годов, когда самовар стал электрическим, начался закат эпохи его массового использования. Из городских квартир, где воцарились электрочайники, самовары перекочевали на дачи. Но еще долгие годы самовар оставался символом русского гостеприимства.
С Олимпиады 1980 года зарубежные туристы в качестве сувенира непременно везли из Москвы самовар. «Золотой самовар» – так назывался главный приз фестиваля советской песни, который ежегодно проходил в городе Зелена Гура (Польша). Его, кстати, вручают и сегодня – только мероприятие стало называться «фестивалем российской песни».
|