История театра
Театр начал свое существование с легендарных времен гомеровской Греции, именно тогда народные обрядовые игры в честь бога Празднества посвященные богу производительной силы природы Дионису, изображаемому в виде козла или быка, породили начальные формы театра. Такие празднества происходили несколько раз в году.
Позже, с возникновением виноделия Дионис стал богом виноделия. В его честь пели хвалебные песни - дифирамбы. У греков существовали мифы, рассказывающие о страданиях, смерти и последующем воскрешении Диониса. На этих праздниках выступали ряженые, составляющие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.
Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни.
Торжественная часть праздника дала рождение трагедии (от греческих слов «трагос» - козел и «оде» - песнь, то есть песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры - козлоногие существа, прославляющие подвиги и страдания бога), а веселая и шутливая - комедии («комос» - шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками).
Первым афинским трагическим поэтом был Феспид. Первая его постановка состоялась весной 534 года до нашей эры на празднике великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра.
По преданию, Феспид был единственным актером в своих трагедиях, когда партия актера чередовалась с песнями хора и составляла всю пьесу. Эсхилом был введен девтерагонист (второй актер, а Софоклом – тритагонист (третий актер). Основные же в драме роли исполнялись протагонистом.
Актёры выступали в огромных масках и на котурнах – специальной обуви в виде скамейки, что добавляла актерам роста. Декораций не было. Женщины допускались на представления, особенно на комедию, не всегда и не везде, и сидели, как правило, отдельно от мужчин.
В Греции театр был государственным учреждением, государство брало на себя и организацию театральных представлений, назначая для этих целей специальных людей, а профессия актера считалась престижной. Участвовали в расходах и богатые граждане. Драмы ставили на праздниках в честь Диониса, проходивших три раза в год.
А вот в Риме профессия актера считалась позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).
Само слово «театр» произошло от древнегреческого слова theatron, что означает «место, где смотрят, место для зрелищ, зрелище».
Символом театра стали две маски: комическая и трагическая, поскольку изначально существовало два вида представлений: трагедия и комедия.
Театр в России
В России актерские действа также были известны издавна. Первоначально они были связаны с языческими обрядами и религиозными празднествами. Но постепенно лицедейством стали заниматься и миряне. Русские актеры-скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники и дрессировщики диких животных, чаще всего медведей. Они устраивали представления в балаганах, устраиваемых на городских площадях во время ярмарок и пасхальных и масленичных гуляний.
Первый царский театр в России просуществовал с 1672 года до 1676 года, принадлежал он Алексею Михайловичу. Идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия, подал боярин Артамон Матвеев, он же взялся и за ее осуществление. Закрылся этот театр со смертью царя Алексея Михайловича, в 1676 году.
Однако к тому времени уже существовали крепостные театры, стали входить в моду и домашние театры богатых вельмож. В XVII веке в России широко были распространены итальянские, немецкие и французские труппы.
При Петре I из придворного театр стал народным - для всех «охотных смотрельщиков» и был переведен из царских хором на Красную площадь, где воздвигнута была особая «комедийная храмина». Развивалось театральное дело и в провинции. Так, 1705 годом датируются первые упоминания о театральных представлениях в городе Тобольске.
Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, начало которым было положено 30 августа 1756 года Указом императрицы Елизаветы Петровны об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра.
При Екатерине II наряду с развитием императорских (государевых) театров увеличивалось количество дворовых крепостных театров в помещичьих усадьбах. Славились театры Румянцева, Волконского, а у графа Шереметева было четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино).
В начале XIX века, при Александре I, в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, музыкальная труппа в свою очередь разделилась на оперную и балетную. Вообще, XIX век стал для России открытием своих театральных талантов. Русский театр постепенно становится выразителем русских социально-общественных идей, в музыке появилось свое, русское направление. Новые поколения драматургов, режиссёров, актеров уже целиком сосредотачиваются на истории и социальных явлениях России. Наряду с развитием императорских театров широкое распространение получили частные театры и провинциальные театральные антрепризы.
Время конца XIX - начала XX столетий связано со становлением новых театральных эстетик, которые поначалу совпадали с революционными социальными преобразованиями.
После революции все театры, и императорские, и частные, были объявлены государственной собственностью. Пережив разруху и потеряв многих деятелей культуры да и зрителей тоже, театр возродился в новых условиях. В годы НЭПа процветали театры-кабаре. Получили распространение агитационно-массовые формы. Заметным явлением стали массовые театрализованные праздники. Продолжали работу и национализированные МХТ, Камерный театр, Опера Зимина, бывшие императорские и тоже национализированные Большой и Малый театры. Возобновил работу единственный в мире Театр зверей дрессировщика и ученого-естествоиспытателя Владимира Леонидовича Дурова. Стали появляться новые театры с новыми сценическими эстетиками. Тогда же возникло театральное движение «Синяя блуза».
Однако в 1924 году специальным декретом в стране была запрещена деятельность всех пластических и ритмопластических студий, и в течение последующих десятилетий часть театров была фактически разгромлена. Советский театр работал под контролем партии, что не способствовало его духовному развитию, однако и в те времена в театре создавались уникальные спектакли.
Оттепель, ужесточение государственного контроля, перестройка… Все это сказывалось на театре. Но несмотря ни на что, театр жив, театр любим.
Современное слово «театр» имеет несколько значений. Это и здание для театральных постановок, и один из зрелищных видов искусства, и …
Современные театральные спектакли бывают как драматическими (трагедия, комедия, водевиль и др.), так и музыкальными (опера, оперетта) или музыкально-танцевальными (балет).
Кроме профессионального театра в больших и малых города России существуют театры народные.
|