Само слово чаепитие предполагает некий ритуал: заваренный по правилам чай, красивая посуда, приятная компания, неторопливая беседа… Можно устроить чаепитие и для двоих, или почаевничать в одиночку, устроив себе отдых от бесконечной житейской суеты, а что может быть лучше традиции семейного вечернего чаепития, когда за столом собирается вся семья, пахнет свежей выпечкой легкий дымок поднимается от чашек с ароматным чаем… Но не всегда, в силу разных причин, возможно столько времени уделить настоящему чаепитию. Тем более, что почти треть времени, человечество проводит в трудах, периодически отвлекаясь, чтобы быстро перекусить и попить чаю или кофе. Прочно вошедшие в нашу жизнь чайные пакетики значительно экономят время и облегчают процесс чаепития. Пока народ спорит о преимуществах и недостатках чайных пакетиков, они становятся все популярнее, включая традиционные «чайные» страны, где сильны чайные традиции. Сведения о том, кем и когда был придуман чайный пакетик, расходятся. Подобия чайных пакетиков существовали в Китае, что подтверждает китаец Лук Лу, описывающий в своих поэтических творениях в 780 году заваривание чая, помещенного между двумя листками тонкой бумаги. Есть сведения, что с помощью пакетиков, сшитых изо льна, чай заваривали на Руси, например, способ заварки с подобием пакетика упоминался в знаменитой кулинарной книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», изданной в 1901 году в Санкт-Петербурге. В книге предлагалось для больших чаепитий чай, «завязанный в чистенькую кисейку, и длинную прикрепленную к ней тоненькую тесемочку перекинуть через самовар, чтобы можно было легко вынуть эту кисейку». В первую мировую войну солдаты заваривали чай, опуская его в котелок завязанным в кусок бинта. По одной из версий широкое распространение чайные пакетики получили в 1904 году благодаря американскому торговцу чаем и кофе Томасу Салливану, который в целях экономии чая при рассылке клиентам его образцов, расфасовал чай по мешочкам из муслина и шелка, сшитым вручную. Клиенты Томаса Салливана стали заваривать чай прямо в мешочках, такой быстрый, простой и удобный способ заварки породил повышенный спрос на чай в мешочках. Дальнейшее развитие производства чайных пакетиков стало делом техники. До 1929 года чайные мешочки шили вручную. Тогда же пакетированный чай начал производиться на чайных фабриках, и был изобретен чайный пакетик, напоминающий современный. Изобретателем стал Адольф Рамбольд, (фирма R. Seelig & Hille в Дрездене), он же разрабатывал и машины, необходимые для упаковки. В 1949 Рамболдом была разработанная упаковочная машина «Constanta Teepackmaschine». В Америке в двадцатых годах чайными пакетиками заинтересовался американский инженер Фэй Осборн, служивший в компании, производившей бумагу. Фэй Осборн экспериментировал с получением бумаги для чайных пакетиков. А уже в тридцатых годах пакетики Осборна успешно конкурировали с пакетиками из марли, которая являлась основным материалом для чайных пакетиков. Сейчас же в США пакетированный чай составляет 95 процентов всего потребляемого в стране чая. В конце 1950 года появился двухкамерный чайный пакетик, который закрывался металлическими скобами, запатентованный фирмой Teekanne. Пакетик был с ниткой и ярлыком. Первым же массово наладил производство чая в пакетиках в 1952 году владелец чайной фабрики Томас Липтон, он же стал расфасовывать чай не в банки, а в красочные картонные коробки. В 1989 году в Англии, где предпочитали пакетики без ярлыков, завариваемые непосредственно в чайнике, были изобретены круглые пакетики с тремя тысячами отверстий, производимые ныне многими чайными компаниями для британского рынка. Сейчас чайные пакетики делают из тонкой перфорированной бумаги, которая не расплывается в воде, а швы скрепляют методом горячего прессования. Хотя самые дорогие коллекционные чаи иногда выпускаются именно в шелковых мешочках. Сами пакетики тоже претерпели много численные изменения. Современный чайный пакетик содержит разовую дозу чая для однократной заварки. Форма его может быть различной: прямоугольные однокамерные или двухкамерные пакетики, пирамидки, плоские круглые пакетики. Пакетики могут быть с ниткой, за которую пакетик легко вытаскивается из готового чая. Некоторые марки пакетированных чаёв выпускаются в двойной упаковке, позволяющей лучше сохранить ароматизацию чая и защитить его от впитывания посторонних запахов. Для этого каждый пакетик помещается в отдельный бумажный конверт или запаянный герметичный конверт из фольги или фольгинированного пластика. Изготавливаются чайные пакетики и без чая, позволяющие засыпать любой чай в пакетик, который затем перетягивается ниткой, что повышает удобство заварки и облегчает последующую чистку заварочных принадлежностей. Широкое и повсеместное использование чайных пакетиков привело и созданию различных приспособлений для чайных пакетов: есть устройства с таймером, автоматически вытаскивающий чайный пакетик из чашки, есть специальная тарелочки для чайных пакетиков. А сами пакетики становятся не только объектом коллекционирования, но объектом приложения дизайнерской мысли. Пакетированный чай с его удобством и простотой в приготовлении стал одной из составляющих современной жизни. В пакетиках выпускаются абсолютно все сорта чая – черный, зеленый, фруктовый, травяной… В Европе доля пакетированного чая составляет около 77 %, а в Англии доходит до 90 %. Растет потребление пакетированного чая и в России. Чайные пакетики стали стандартом для офисного чаепития и в недорогих заведениях общественного питания. Все больше пользуются чаем в пакетиках и дома. А чай в пакетике стал простой привычной вещью с длинной интересной историей.
|