Изделия из стекла были известны нашим предкам еще в период Древней Руси. Считают, что первым было знакомство с египетскими изделиями, попавшими на Русь по торговым путям. Ученые полагают, что изделия из стекла производились еще в X-XIвеках по египетским и, возможно, по византийским технологиям производства стекла. Соду для варки стекла привозили из Египта, позже стали использовать местное сырье – золу и поташ.
Это подтверждается многочисленными находками изделий из стекла на всем пространстве бывшего Древнерусского государства. Золотая смальта и разноцветная мозаика, бусы и браслеты, фрагменты стеклянной посуды, предметы домашнего обихода… Причем химический состав образцов русского стекла различен, что подтверждает применение русскими мастерами различных технологий и способов получения такого рода изделий.
Особо распространенными были смальты – легкоплавкие кремнеземные стекла с разными красителями. Смальты использовались в мозаиках, которыми украшались соборы.
Распространено было и привозное стекло, в основном, с Востока – Египта и Византии.
Монголо-татарское нашествие надолго прервало развитие стекольного дела на Руси. Было разрушено большинство центров древнерусского стеклоделия, технологии оказались утраченными…
Долгое время стеклянные изделия привозились из-за границы. Особо ценились изделия венецианских мастеров, богато украшенные, с позолотой и накладными деталями, также сделанными из стекла.
Возрождаться отечественное стекольное производство стало только в XVIIвеке. Только в 1635 году появился первый стекольный заводик, земельный надел для которого "пушечных дел мастеру" Елисею Коету, шведу, находившемуся на русской службе, даровал царь Михаил Федорович. Так в Московском уезде началось стекольное производство. Коет сам набрал пятнадцать человек и обучил их стекольному делу. На этом заводе производилась посуда для царского стола, но основным было производство бутылок и аптекарских склянок. На этом заводе была изготовлена и Царь-рюмка, размером выше человеческого роста и вмещавшая два ведра вина.
При следующем царе – Алексее Михайловиче – под Москвой в селе Измайловском еще одному иностранцу было позволено построить новый стекольный завод. На нем выпускалась питейная посуда – чарки, рюмки, бокалы, кувшины, кубки и прочая продукция, пользовавшаяся большим спросом. Посуда шла на столы бояр и купцов, да и самого царя.
При Петре I стекольное дело получило новое развитие. Заработали новые заводы, мастеров обучали не только дома, но и отправляли для обучения за границу, в Венецию в том числе. Многие русские вельможи тогда обзаводились весьма доходным стекольным делом.
Свой вклад в развитие отечественного стекольного дела внес М. В. Ломоносов, который, в 1752 году по распоряжению Сената открыл фабрику для изготовления "стекол разной надобности": стекляруса, бисера, материалов для мозаики. Ему удалось возродить и производство смальты.
Производство же бутылок долгое время оставалось ручным. Изготавливались они методом «выдувания», окончательная форма тоже придавалась вручную – обкаткой на специальных фигурных поверхностях. Все это весьма сказывалось на их качестве.
Только в середине XIX века в России была освоена новая технология изготовления бутылок – литье в специальных машинах, что значительно удешевило и ускорило процесс. Стало возможно придавать бутылке точную геометрическую форму. Особо популярен тогда был четырехугольный штоф с коротким горлышком.
Выпускались бутылки разной формы, размера и цвета – соответственно каждому напитку.
Были бутылки простые, бутылки пивные, ликерные, коньячные, столовые, для шампанского, для английской горькой.
Имел и цвет стекла. Обыкновенную водку разливали в бутылки бесцветного стекла, темную и светлую зелень. В фигурные бутылки лили дорогую водку. Таки бутылки были из бесцветного стекла и цветного: янтарного, вишневого, рубинового, молочного, голубого дымчатого, а также из хрусталя и фарфора. Настойки, наливки и другие крепленые напитки разливали по тонированным зеленым, синим и оливковым бутылкам.
Бутылки для спиртных напитков были узнаваемы, каждый производитель заказывал бутылки, по которым узнавалась его продукция.
При Николае II в России было принято "Положение о стеклянной посуде", согласно которому, каждый производитель должен был ставить на бутылке клеймо со своим знаком, местонахождением завода и годом выпуска.
Существовала и система мер на алкогольную продукцию. Главными оптовыми единицами считались мерная бочка и казенное ведро. Самой большой отпускной мерой в розничной торговле считалось казенное ведро, вмещавшее ровно 30 фунтов водки. Ведро равнялось 10 кружкам или 8 штофам, если за основу принимать не "десятириковый", а "осьмерковый" штоф. Еще ведро равнялось 16 мерным бутылкам.
Кроме мерной, существовала и так называемая торговая бутылка; на ведро их шло около 20 штук. В распивочной продаже водку отпускали теми же бутылками и штофами, что и в лавках; существовали и более мелкие меры.
Чаркой назывался не только сосуд, но и меру – 1/16 долю кружки. Более других была известна "четвертинка" - четвертая часть штофа, которую в народе прозывали по-разному: мерзавчик, маленькая, пташечка, лампадка... А самой мелкой мерой являлась осьмушка – половина четверти или "шкалик".
В советские времена водочная бутылка не обошлась без метких народных прозвищ. Когда в 20-е годы после "сухого закона" в продаже появилась30-градусная водка, которуя в народе называлась "рыковка", самую маленькую бутылку стали называть "пионер", побольше – "комсомолец", а большую – "партиец". Позже прижились известные "поллитровка" и "чекушка".
Отдельным направлением было производство бутылок для шампанского, молочных бутылок, бутылок специальной формы для технических жидкостей, аптечных бутылочек и бутылей.
Всю историю России можно проследить по такой простой и привычной вещи как бутылка…
|