Эскимосы утоляют голод печенью тюленей, древние греки всегда имели под рукой сушеный инжир, а голодные ковбои перед обедом съедают кусочек вяленого мяса. Иногда достаточно просто перекусить, чтобы почувствовать себя лучше. Для этой цели хорошо подходят широко распространившиеся по всему миру в последние десятилетия снеки или снэки (от англ. snack — «легкая закуска»). Так в англоязычных странах называют легкие блюда для употребления «на ходу», для утоления голода между основными приемами пищи.
Их ассортимент в наше динамичное время, когда часто бывает некогда плотно позавтракать или пообедать, потому что некогда готовить, разнообразен, но в разных странах популярны разные снеки. К этому виду продуктов относятся: чипсы – картофельные и кукурузные, сырные и мясные снеки, мюсли, соломка, печенье, орешки, хрустящие хлопья, сухофрукты, батончики из шоколада и др. Снеки бывают сладкие и несладкие, классические (в первую очередь – чипсы) и натуральные (прежде всего семечки – подсолнечные и тыквенные), мучные (сухарики, соломка) и морские (сушеная рыбка, кальмары – снеки к пиву).
От других продуктов снеки отличает не только «мобильность» в употреблении, но и меньшие требования к условиям хранения. Традиционные для Америки снеки – шоколадные батончики, попкорн и кукурузные палочки, разнообразные чипсы, сухарики, подсоленные или сладкие орешки. Но большинство этих продуктов, хотя и позволяют быстро утолить чувство голода, содержат минимум витаминов и микроэлементов, а потому считаются нездоровой пищей. В российских школах, например, из-за высокого содержания соли и натрия продажа чипсов и соленых орешков запрещена.
В России и других странах СНГ в качестве «перекуса» популярны семечки, которые при высокой калорийности богаты разнообразными полезными веществами.
С распространением супермаркетов производство и продажа упакованных легких закусок превратились в значительный и масштабный бизнес. Эти продукты не относятся к скоропортящимся, более компактны. Но не стоит забывать, что часто они содержат значительное количество подсластителей, консервантов и других не слишком полезных ингредиентов. Часто это высококалорийные продукты, в процессе их изготовления используются жиры.
Чрезмерное увлечение снеками может привести к ухудшению общего состояния здоровья. А это увлечение в мире растет, особенно среди детей и молодежи. Проведенное в США в 2010 году исследование показало, что американские дети в среднем в день «перекусывают» шесть раз – практически в два раза чаще, чем в 1970-х годах. После этого не стоит удивляться, что каждый третий американец (и дети, и взрослые) страдает избыточным весом.
Это связано и с постепенным появлением все большего числа закусок, которые привлекают клиентов новыми вкусами и формой. Современные тенденции в потреблении продуктов питания показывают, что граница между основным питанием и «перекусами» размыта. «Нехватка времени», то есть ощущение, что его недостаточно для всего (включая приготовление основной еды), означает, что все чаще люди прибегают к «перекусам». И хорошо, если потребители используют «здоровые» закуски с низким содержанием жира, богатые клетчаткой, антиоксидантами, витаминами. Примером таких продуктов являются орехи - наблюдается тенденция к росту их продаж и потребления.
Продажи снеков во всем мире неуклонно растут. В 2001 году глобальный объем рынка этого вида продуктов оценивался в сумму около 30-35 млрд. долларов, в 2003 году – в 66 млрд. долларов, а в 2009 году – уже в 74,7 млрд. долларов. Самый большой рынок продаж снеков – американский. Он составляет одну треть всего мирового рынка, далее следуют Япония и Великобритания.
В 1937 году была образована международная ассоциация производителей снеков. Сегодня в ней состоят более 800 компаний. С переходом России к рыночной экономике с начала 1990-х годов потребление снеков в нашей стране возросло в несколько раз. В торговых центрах разнообразие не только зарубежных торговых марок, но и российских. На производстве снеков в Российской Федерации сегодня специализируются сотни предприятий.
|