Считается, что счисление времени по Солнцу возникло в Древнем Египте. Жизнь этой древней цивилизации в долине Нила была основана на земледелии и зависела от разливов реки и сезонных явлений. Вся страна, подобно шахматной доске, была разбита на отдельные участки искусно рассчитанной системой орошения. Вода не только распределялась по всем полям, но запасалась в крупных водоемах и хранилась там до той поры, когда Нил мелеет, и его воды не хватает для орошения. Египтянами было создано и огромное водохранилище с тридцатикилометровой плотиной и двумя шлюзами, которое во время наводнения через шлюзы заполнялось, а в засуху вода выпускалась в главный канал. Это позволяло им получать два урожая в год.
Нильское наводнение совпадало с порой летнего солнцестояния, а точную дату помогали определить звезды, вернее самая яркая из них – Сотис (Сириус). В Египте она была видна почти всю ночь зимой, весной была видна на западе в вечерние часы, с каждым днем все позже, пока не станет невидимой. Через два с половиной месяца Сотис появлялся над горизонтом на востоке перед самым восходом солнца. Едва сверкнув, звезда тотчас угасала в лучах утренней зари. Именно этого момента ждали дежурившие жрецы на вышке Мемфисского храма: с этого момента наступал самый важный праздник – Новый год и начинались полевые работы и работы по подготовке к разливу Нила.
Именно необходимость предусматривать и учитывать смену сезонов вызвала появление солнечного календаря. Считается, что древнеегипетский календарь был создан в IV тысячелетии до нашей эры. Продолжительность года тогда принималась сначала в 360 суток, а позднее в 365. Год состоял из 12 отрезков времени по 30 суток, а оставшиеся 5 суток помещали в конце года и считали днями рождения богов. В соответствии с десятичной системой счета, возникшей на основе счета по пальцам, египетские месяцы подразделялись на три десятидневки или шесть пятидневок.
Это был очень простой и удобный календарь, однако через четыре года божественная звезда после периода невидимости показывалась на рассвете 2 числа первого месяца года, который египтяне называли «тот», то есть начинался разлив Нила, который должен был быть 1 тота, а по календарю уже наступало 2-е число. Таким образом, Новогодний праздник, а с ним и все остальные, уходил вперед и путешествовал по всем 365 дням календаря. Через 1460 лет 1 день года и первый восход Сотиса совпадали. Этот день считался праздником праздников – Праздник вечности.
Из-за неточности египетского календаря его даты перемещались относительно сезонов года и астрономических моментов, такое перемещение за столетие составляло 24,2195 суток.
Блуждание календаря в III веке до нашей эры по совету астрономов пытался прекратить египетский царь Птолемей III Евергет. Он предложил каждые четыре года включать дополнительный день. Выдвинутый Эвергетом вариант египетского календаря называется александрийским, так как в то время столицей Египта была Александрия. Но жрецы сопротивлялись его введению, и еще два столетия египетский календарь оставался блуждающим.
Этот дополнительный день был введен только в конце I века до нашей эры после завоевания Египта римлянами, которые в своем римском юлианском календаре использовали идею александрийского календаря.
|